Интервью с издательством «Йилла бёккер»

Издательство основали две молодые женщины — Ада Вестер и Анна Даниельсон Левин. В основе книгоиздательской стратегии «Йилла бёккер» лежит женский, зачастую провокативный подход к книгам. Интервью подготовила Ксения Коваленко
Ксения Коваленко побеседовала с основательницами «Йилла бёккер» (Gilla böcker) — крошечного издательства, которому едва исполнился один год. Издательство основали две молодые женщины — Ада Вестер и Анна Даниельсон Левин. В основе книгоиздательской стратегии «Йилла бёккер» лежит женский, зачастую провокативный подход к книгам. На международной шведской книжной ярмарке 2011 издательство анонсировало свои новинки в рамках семинара о табу в подростковой литературе: «Менструация, онанизм, one night stand».

Расскажите немного о вашем издательстве, в чем его специфика?

«Йилла бёккер» — маленькое издательство, которое во многих смыслах работает как большое. Книги в наш портфель мы выбираем на свой вкус, в основном это развлекательная литература и литературные развлечения. Одним словом, издаем то, что нам нравится, и стараемся, чтобы об этом узнало как можно больше людей. Мы работаем в тесном контакте с дистрибуторами, много сил вкладываем в PR.

Как вы принимаете решение о том, что будете издавать ту или иную книгу?

В настоящее время мы издаем романы для взрослых и для подростков и книжки-картонки для самых маленьких, так что и рукописи мы рассматриваем внутри этих категорий. В будущем мы планируем взяться за издание биографий и документальной литературы, это тоже нам интересно. Принимая решения, мы, прежде всего, руководствуемся свои чутьем, которое сформировалось за годы изучения теории литературы и литературных трендов, а также коммерческим потенциалом рукописи, но главное, безусловно, чтобы книга запала в сердце. Мы не можем опубликовать все, что нам нравится, но и издавать то, что нам не нравится, мы не будем. Будучи владельцами небольшого издательства, мы болеем душой за каждую книгу.

Какой цикл проходит книга после принятия решения?

После того, как решение принято, мы встречаемся с писателем за чашечкой кофе и обсуждаем рукопись. Хвалим ее заслуги и излагаем наши соображения о переработке текста. Затем рукопись курсирует между автором и редактором, после чего происходит верстка и корректура. Мы прибегаем к помощи типографского агента, который обеспечивает нам контакт с типографией. Затем книги поступают на склад и распространяются крупнейшим книжным дистрибутором — Издательской системой. Параллельно с этим процессом мы запускаем маркетинговая стратегия и стратегия по распространению книги.

Каковы ваши стартовые тиражи?

До сих пор размер первоначального тиража не превышал 3000–5000 экземпляров. Но иногда мы делаем допечатки. Прежде всего книгу Йенни Йегерфельдт «Я здесь лежу и истекаю кровью», которая в 2010 году получила премию Августа Стриндберга. Нам пришлось напечатать больше, чем мы собирались сначала…

Вы печатаете в Швеции или за рубежом?

В Германии и Литве, пользуясь услугами «Bulls Graphics».

Как вы рекламируете свои книги?

Можно сказать, что реклама преследует две цели: пробудить в читателе любопытство, помочь найти наши книги и сделать бренд издательства более узнаваемым. Социальные сети — это, безусловно, очень важная арена, где у нас есть прямой контакт с читателями. Там, как и всегда в процессе общения, встают вопросы о том, зачем мы здесь и что мы хотим сказать, мы ведь не просто болтаемся там ради галочки. У «Йилла бёккер» есть аккаунты в Фейсбуке и в Твиттере, мы стараемся поддерживать диалог с блогерами и другими ресурсами, которым интересны наши книги. Мы много вкладываемся в PR. Среди прочего эта работа охватывает социальные сети, но не менее важны для нас СМИ. Мы охотно сотрудничаем с другими предприятиями, которым интересен наш бренд, которые близки нам по духу и ценят то, что мы делаем. Большое значение мы придаем совместным рекламным компаниям с оптовиками.

Что для вас самое сложное в издательском деле?

Принимать важные решения, прогнозировать продажи той или иной книги и факторы, которые могут на них повлиять. А также ставить себе рамки (чтобы не работать круглые сутки), быть храбрыми, но не терять при этом рассудка.

Каким вы видите российский книжный рынок?

Мы пока с ним очень мало имели дела, но надеемся, что мы его еще для себя откроем!