Королева Кристина (1626–1689) — одна из самых загадочных фигур, не только в шведской и европейской, но и в мировой истории.
Ее отец — король Швеции Густав II Адольф — погиб 16 ноября 1632 года в битве между шведскими и габсбургскими войсками под Лютценом, одном из крупнейших сражений Тридцатилетней войны. Мать Кристины — чувствительная и нервная Мария-Элеонора Бранденбургская, после гибели мужа была вынуждена под давлением приближенных, опасавшихся ее притязаний на трон, уехать в Германию.
Судьба осиротевшей шестилетней Кристины оказалась в руках могущественных придворных аристократов. Ее воспитывали как мальчика, приучали к верховой езде и стрельбе.
Вот как охарактеризовал королеву Август Стриндберг в своих комментариях к шведской истории: «Будучи воспитана как мужчина, она боролась за свою самостоятельность, хотела победить свою женскую природу, но, в конце концов, уступила ей… Кристина, сама женщина до кончиков ногтей, была женоненавистницей. В мемуарах она отмечала, что женщин не следует допускать к власти. Я нахожу естественным нежелание Кристины вступать в брак, и мне представляется в высшей степени драматичным тот факт, что, играя с любовью, она попала в свои же собственные сети».
Особую роль в судьбе Кристины сыграл Аксель Оксеншерна, риксканцлер и самый влиятельный государственный деятель Швеции.
Кристина взошла на трон в 1644 году и была официально коронована в 1650 году.
Казалось, ее статусу ничто не угрожало. Но в 1654 году, в Упсале, на заседании риксдага, 28-летняя Кристина, законная и полноправная властительница Швеции, ссылаясь на все усиливавшуюся неприязнь к государственным делам, отреклась от престола в пользу двоюродного брата Карла Х Густава, графа Пфальц-Цвейбрюккенского и его потомков по мужской линии. Королева отреклась не только от престола, но и от лютеранской веры, покинула Швецию и, приняв католичество, уехала в Рим.
Почему она так поступила? Что именно оказалось для нее непосильной ношей? Политическая нестабильность, социальные катаклизмы, противостояние власть имущих и простолюдинов — не только в Швеции, но и в Англии, Нидерландах, Франции, Польше и России? Бесконечные и разорительные войны, дворцовые интриги, опустевшая казна, постоянный диктат могущественных царедворцев и аристократов? А может, последней каплей стало требование вступить в брак и родить наследников?
Что для Кристины было важнее — политика или личные амбиции? Что происходило тогда в Швеции и Европе? Кого королева любила, кто находился с ней рядом, чьим мнением она дорожила?
Эти вопросы волновали не только ее современников, но и потомков. Впрочем, и сейчас, спустя три с лишним столетия, однозначного ответа нет.
После отречения Кристина вела жизнь королевы, хотя не имела ни трона, ни державы. Она путешествовала по Европе, жила в Париже и Риме, развлекалась, по-прежнему окруженная своими фаворитами. Одного из них она — без суда и следствия — велела казнить за измену. После этого поступка Людовик XIV настоятельно посоветовал Кристине немедленно покинуть пределы Франции. Одно дело — эксцентричное поведение, которым Кристина всегда славилась и с которым окружающие скрепя сердце мирились, и совсем другое — позор и тень убийства.
Покинув Францию, она поселилась в Риме, обласканная папой Римским за то, что отреклась от родительской веры и приняла католичество.
Впоследствии Кристина несколько раз пыталась вернуть себе шведский трон, а также претендовала на власть в Неаполе и польскую корону. Но эти попытки оказались безуспешными.
Внешне Кристина не отличалась красотой и статью. Ее придворным живописцам приходилось находить выигрышные ракурсы, чтобы скрывать на парадных портретах ее невысокий рост, крупный нос и грубоватые черты лица, а также чрезмерную полноту.
Королева была безответно и безнадежно (обет безбрачия) влюблена в миловидного и изящного кардинала Децио Аззолино — что противоречит упорным прижизненным и посмертным слухам и намекам на ее нетрадиционные сексуальные наклонности — и даже завещала ему все свое имущество, включая полотна, дворцы и литературные архивы. «Я хочу жить и умереть Вашей рабыней», — писала она ему. Любовная связь Кристины со шведской аристократкой Эббой Спарре, ее пылкие письма и кулуарные свидания с ней так и остались неразгаданной тайной интимной биографии королевы.
Кристина умерла в Риме и была с почестями похоронена в Соборе Святого Петра.
Петер Энглунд — известный шведский прозаик, автор знаменитого исторического романа «Полтава», переведенного на русский язык, — оперирует только фактами. Анализируя записки, дневники и литературные произведения Кристины, он воссоздает портрет бесстрашной и бескомпромиссной женщины, очень образованной и широко мыслящей. При этом он подчеркивает, что, излагая биографию королевы, не претендует на исторические открытия, а стремится приблизиться к личности Кристины, расшифровать множество загадок, связанных с ее жизнью.
После себя Кристина оставила обширную переписку и немало сочинений самого разного толка — афоризмы, максимы, пьесы, эссе, трактаты, мемуары.
Она живо интересовалась идеями Коперника, Кеплера, Бэкона и Галилея. Она знала и изучала труды великих ученых — Жана Луи Геза де Бальзака, Блеза Паскаля, Пьера Гассенди, Джованни Кассини, Иоганна Рудольфа Глаубера и многих других.
Кристина переписывалась и общалась с Рене Декартом (Картезиусом), который переехал из Франции в Швецию и стал ее личным наставником. Это стоило ему жизни — холодной зимой 1650 года Декарт заболел воспалением легких и умер. По другим источникам, его отравили придворные, опасавшиеся влияния ученого на королеву.
Кристина встречалась с самыми просвещенными женщинами своей эпохи — Анной Лефевр-Дасье и Марией фон Шурман.
Рядом с ней находился шведский философ и поэт Георг Шернъельм.
Литература, науки и искусство занимали в жизни Кристины очень важное место. Она считала, что Швеции недостаточно быть могущественной державой с сильной армией и флотом. Находясь на шведском престоле с середины 1640-х годов до 1654 года, королева Кристина стремилась превратить свою страну в культурный центр Европы.
Она собрала уникальную библиотеку, инициировала открытие Королевского театра и постановку дорогостоящих балетных представлений. «Благодаря Кристине родился шведский театр», — утверждает Петер Энглунд.
После отречения от трона, находясь уже в Бельгии и в Риме, она продолжала поощрять науку, поэзию и театры. Больше всего ее интересовала драматургия Кальдерона, Корнеля, Расина, Мольера. Кристина способствовала постановке самой скандальной пьесы своего времени — «Тартюф».
Королева и сама является главным персонажем многих пьес — Кальдерона, Юхана Хенрика Челльгрена и Августа Стриндберга. Уже в ХХ веке она стала героиней Голливуда — в фильме 1933 года, где ее сыграла незабываемая Грета Гарбо.
Кристину окружала свита придворных поэтов, чьи посвящения она благосклонно принимала и щедро поддерживала. Во дворце Риарио королева собрала коллекцию картин Тициана, Корреджо, Караваджо, Тинторетто, Рафаэля, Веронезе, Беллини, Микеланджело.
Среди произведений Кристины — написанное по-французски эссе об Александре Македонском, большой естественнонаучный труд, а также множество максим и афоризмов.
Катарина Мурадян
Отрывок из книги
Бесспорно, в свое время она была самой обсуждаемой, самой почитаемой и самой прославленной женщиной Европы.
Она не вышла замуж, потому что боялась потерять независимость.
Она требовала, чтобы ее называли королем, а не королевой, потому что считала, что королева — это жена короля.
Многие биографы воспринимали и описывали Кристину как политика, и мало кто пытался охарактеризовать ее культурный и интеллектуальный вклад в шведскую историю.
Она умела подшучивать над собой. Это очень привлекательная черта, особенно для женщины, наделенной неограниченной властью.
Театральность — неотъемлемая черта Кристины. Она была склонна к крайностям, к драматическим сценам и сама любила играть разные роли.
К счастью, она обрела в своем кузене Карле Густаве достойного наследника трона. Он принадлежал к династии Васа. Но этим его преимущества не ограничивались. Он обладал военными и организаторскими талантами и при необходимости смог бы защитить монархию от аристократии, трон от поляков и государство от врагов.
К своему отречению королева готовилась загодя. На свое содержание она потребовала 200 000 риксдалеров ежегодно, что для Швеции, страны с ограниченными финансовыми ресурсами, было огромной суммой. Но Карл Густав, будущий монарх, не мог отказать Кристине.
Самостоятельность, независимость — вот чем она дорожила больше всего. Именно это и стало причиной ее отречения от шведского трона. Именно это привело ее в Рим.
Акт отречения, который казался Кристине самым великим и героическим поступком в ее жизни, не оправдал ее надежд.
Без денег нет власти, без власти нет денег.
Всю жизнь она была женщиной, которая ненавидела других женщин. Она предпочитала мужское общество.
Автобиография Кристины — саркофаг ее честолюбия и непомерных амбиций.
Из афоризмов и дневников королевы Кристины
Я ненавижу покой и обожаю шторм.
(Из письма к кардиналу Мазарини).
Лишиться врага — великая потеря.
Победить самого себя — значит победить своего самого могущественного врага.
Я родилась в сорочке, мне суждено быть свободной…
Я ничем не пожертвовала ради власти, поэтому и расстанусь с ней без сожалений.
Одиночество — участь великих.
Любовь, основанная на уважении, никогда не умирает.
Любовь убивает ревность, но ревность убивает любовь.
Любовь, основанная только на чувстве долга, ненадежна.
Заключение брачного союза требует большего мужества, чем вступление в войну.
Преимущества семейной жизни не перевешивают ее недостатков.
Те, кого презирают, редко удостаиваются зависти или ревности.
Ханжи не столько сокрушаются о грехах, сколько об удовольствиях других людей.
Люди никогда не находят пороков в том, кого боятся, зато охотно находят тысячи недостатков в тех, кого презирают.
Нужно сомневаться во всем, даже в собственном неверии.
От своих недостатков следует избавиться, если невозможно с ними смириться.
Люди редко прощают тех, у кого есть исключительные заслуги.
Катарина Мурадян