«Серебряная маска. Краткая биография королевы Кристины » - Silvermasken: en kort biografi över drottning Kristina (2006)

Версия для печати
Серебряная маска. Краткая биография королевы Кристины
Год издания: 
2006
Издательство: 
Albert Bonniers Förlag
Количество страниц: 
183

Королева Кристина (1626–1689) – одна из самых загадочных фигур, не только в шведской и европейской, но и в мировой истории.
Ее отец – король Швеции Густав II Адольф – погиб 16 ноября 1632 года в битве между шведскими и габсбургскими войсками  под Лютценом, одном из из крупнейших сражений Тридцатилетней войны. Мать Кристины – чувствительная и нервная Мария-Элеонора Бранденбургская, после гибели мужа была вынуждена под давлением приближенных, опасавшихся ее притязаний на трон, уехать в Германию.
Судьба осиротевшей шестилетней Кристины оказалась в руках могущественных придворных аристократов.  Ее воспитывали как мальчика, приучали к верховой езде и стрельбе.
Вот как охарактеризовал королеву Август Стриндберг в своих комментариях к шведской истории: «Будучи воспитана как мужчина, она боролась за свою самостоятельность, хотела победить свою женскую природу, но, в конце концов, уступила ей... Кристина, сама женщина до кончиков ногтей, была женоненавистницей. В мемуарах она отмечала, что женщин не следует допускать к власти. Я нахожу естественным нежелание Кристины вступать в брак, и мне представляется в высшей степени драматичным тот факт, что, играя с любовью, она попала в свои же собственные сети».
Особую роль в судьбе Кристины сыграл Аксель Оксеншерна, риксканцлер и самый влиятельный государственный деятель Швеции.
Кристина взошла на трон в 1644 году и была  официально коронована в 1650 году.
Казалось, ее статусу ничто не угрожало. Но в 1654 году, в Упсале, на заседании риксдага, 28-летняя Кристина, законная и полноправная  властительница Швеции, ссылаясь на все усиливавшуюся неприязнь к государственным делам, отреклась от престола в пользу двоюродного брата Карла Х Густава, графа Пфальц-Цвейбрюккенского и его потомков по мужской линии. Королева отреклась не только от престола, но и от лютеранской веры, покинула Швецию и, приняв католичество, уехала в Рим.
Почему она так поступила? Что именно оказалось для нее непосильной ношей? Политическая нестабильность, социальные катаклизмы, противостояние власть имущих и простолюдинов – не только в Швеции, но и в Англии, Нидерландах, Франции, Польше и России? Бесконечные и разорительные войны, дворцовые интриги, опустевшая казна, постоянный диктат могущественных царедворцев и аристократов? А может, последней каплей стало  требование вступить в брак и родить наследников?
Что для Кристины было важнее – политика или личные амбиции? Что происходило тогда в Швеции и Европе? Кого королева любила, кто находился с ней рядом, чьим мнением она дорожила?
Эти вопросы волновали не только ее современников, но и потомков. Впрочем, и сейчас, спустя три с лишним столетия, однозначного ответа нет.
После отречения Кристина вела жизнь королевы, хотя не имела ни трона, ни державы. Она путешествовала по Европе, жила в Париже и Риме, развлекалась, по-прежнему окруженная своими фаворитами. Одного из них она – без суда и следствия – велела казнить за измену. После этого поступка Людовик XIV настоятельно посоветовал Кристине немедленно покинуть пределы Франции. Одно дело – эксцентричное поведение, которым Кристина всегда славилась и с которым окружающие скрепя сердце мирились, и совсем другое – позор и тень убийства.
Покинув Францию, она поселилась в Риме, обласканная папой Римским за то, что отреклась от родительской веры и приняла католичество.
Впоследствии Кристина несколько раз пыталась вернуть себе шведский трон, а также претендовала на власть в Неаполе и польскую корону. Но эти попытки оказались безуспешными.
Внешне Кристина не отличалась красотой и статью. Ее придворным живописцам приходилось находить выигрышные ракурсы, чтобы скрывать на парадных портретах ее невысокий рост, крупный нос и грубоватые черты лица, а также чрезмерную полноту.
Королева была безответно и безнадежно (обет безбрачия) влюблена в миловидного и изящного  кардинала Децио Аззолино – что противоречит упорным прижизненным и посмертным слухам и намекам на ее нетрадиционные сексуальные наклонности – и даже завещала ему все свое имущество, включая полотна, дворцы и литературные архивы. «Я хочу жить и умереть Вашей рабыней», – писала она ему. Любовная связь Кристины со шведской аристократкой Эббой Спарре, ее пылкие письма и кулуарные свидания с ней так и остались неразгаданной тайной интимной биографии королевы.
Кристина умерла в Риме и была с почестями похоронена в Соборе Святого Петра.
 
Петер Энглунд – известный шведский прозаик, автор знаменитого исторического романа «Полтава», переведенного на русский язык, — оперирует только фактами. Анализируя записки, дневники и литературные произведения Кристины, он воссоздает портрет бесстрашной и бескомпромиссной женщины, очень образованной и широко мыслящей. При этом он подчеркивает, что, излагая биографию королевы, не претендует на исторические открытия, а стремится приблизиться к личности Кристины, расшифровать множество загадок, связанных с ее жизнью.
После себя Кристина оставила обширную переписку и немало сочинений самого разного толка – афоризмы, максимы, пьесы, эссе, трактаты, мемуары.
Она живо интересовалась идеями Коперника, Кеплера, Бэкона и Галилея. Она знала и изучала труды великих ученых – Жана Луи Геза де Бальзака, Блеза Паскаля, Пьера Гассенди, Джованни Кассини, Иоганна Рудольфа Глаубера и многих других.
Кристина переписывалась и общалась с Рене Декартом (Картезиусом), который переехал из Франции в Швецию и стал ее личным наставником. Это стоило ему жизни – холодной зимой 1650 года Декарт заболел воспалением легких и умер. По другим источникам, его отравили придворные, опасавшиеся влияния ученого на королеву.
Кристина встречалась с самыми просвещенными женщинами своей эпохи – Анной Лефевр-Дасье и Марией фон Шурман.
Рядом с ней находился шведский философ и поэт Георг Шернъельм.
Литература, науки и искусство занимали в жизни Кристины очень важное место. Она считала, что Швеции недостаточно быть могущественной державой с сильной армией и флотом. Находясь на шведском престоле с середины 1640-х годов до 1654 года, королева Кристина стремилась превратить свою страну в культурный центр Европы.
Она собрала уникальную библиотеку, инициировала открытие Королевского театра и постановку дорогостоящих балетных представлений. «Благодаря Кристине родился шведский театр», – утверждает Петер Энглунд.
После отречения от трона, находясь уже в Бельгии и в Риме, она продолжала поощрять науку, поэзию и театры. Больше всего ее интересовала драматургия Кальдерона, Корнеля, Расина, Мольера. Кристина способствовала постановке самой скандальной пьесы своего времени – «Тартюф».
Королева и сама является главным персонажем многих пьес – Кальдерона, Юхана Хенрика Челльгрена и Августа Стриндберга. Уже в ХХ веке  она стала героиней Голливуда – в фильме 1933 года, где ее сыграла незабываемая Грета Гарбо.
Кристину окружала свита придворных поэтов, чьи посвящения она благосклонно принимала и щедро поддерживала. Во дворце Риарио королева собрала коллекцию картин Тициана, Корреджо, Караваджо, Тинторетто, Рафаэля, Веронезе, Беллини, Микеланджело.
Среди  произведений Кристины — написанное по-французски эссе об Александре Македонском, большой естественнонаучный труд, а также множество максим и афоризмов.
Катарина Мурадян