«Дочери горы» - Bergets döttrar (2009)

Версия для печати
Анна Йоргенсдоттер Дочери горы
Год издания: 
2009
Издательство: 
Albert Bonniers Förlag
Количество страниц: 
454

Действие романа «Дочери горы» разворачивается в 30—50-е годы XX века в городке Сандвикен и его окрестностях. В центре повествования — семья Стен: в первую очередь, дочери Карин, София, Эмилия и сыновья Эдвин и Отто. Впрочем, кажется, что понятие центра повествования здесь неуместно; у романа есть сердце — или эмоциональная сердцевина — фокус же то и дело смещается. «Дочери горы» — то, что называется «коллективным романом», где нет главного героя, а есть галерея образов, составляющих художественное целое и теряющих силу поодиночке. Если после выхода первого романа Йоргенсдоттер «Шоколадный папа» критика отметила поэтичность, концентрированость и «высокий градус» языка ее прозы, то «Дочери горы» позволили рецензентам остроумно возвестить о рождении «сандвикенского Толстого». Начиная знакомство с романом, впору иметь при себе листок бумаги: на нем постепенно появится десяток имен, соединенных линиями, означающими родство и прочие связи. Впрочем, спустя уже полсотни страниц листок окажется ненужным — роман неизбежно вовлекает в свой мир, где каждый наделен собственным голосом, а всезнающий автор время от времени напоминает о себе репликами, иногда сливающимися с внутренним монологом героя. «Дочери горы» — это симфония женских образов, типов — или женских ролей, роман с сильным феминистическим посылом. Упоминание о роли неслучайно — описанный мир городка 30—50-х годов предлагает женщине определенный сценарий жизни, где все вращается вокруг фертильности, способности вести хозяйство и соответствовать ожиданиям окружающих. Старшая из сестер Стен, Карин, умирает в родах; София смиренно несет крест жены, чей муж проводит вечера у более интересных, «свободных» женщин; дочь Карин, Лиллемур, принимает за любовь то, что на самом деле находится на грани сексуального насилия; и только Эмилия, младшая из сестер, делает более или менее сознательный выбор, распоряжаясь своей жизнью не так, как диктует среда. Однако Анна Йоргенсдоттер далека от плоского морализаторства, она занимается подлинным художественным исследованием. Мужчины Сандвикена также ментально не свободны, стереотипы поведения менее явно, но крепко держат их в плену. Муж Софии Арвид имеет невротическую склонность к бегству из дома, к новым женщинам. Подавляя агрессию и страх, он заболевает психическим расстройством, лечится. Затем, стыдясь собственной «ненормальности» и «слабости», предпринимает попытки создать фасад «правильности». Жених Лиллемур, Стен полон страха перед женской сексуальностью (в формировании которого не последнюю роль играет навязанная женщине эксплуатация собственной привлекательности, превращения собственного тела в некое «орудие завоевания»). Стен боится собственного полового влечения и сначала не видит в несколько андрогинной Лиллемур женщину. Однако он готов сделать ее своей женой, ведь брак — обязательная составляющая «правильной» жизни. Узнав, что юная жена ждет ребенка, Стен проникается к ней отвращением.
Два десятилетия, на протяжении которых разворачивается действие романа, охватывают, в частности, период Второй мировой войны, обнажившей узость и кривизну — а иногда, наоборот, непредвзятость и открытость — реакций и суждений жителей провинциального шведского города. Особый художественный вес и глубину роману придает постоянное переключение между теле- и микроскопическим видением, сплетение разномасштабных событий и явлений описанной эпохи. Обостренное противостояние «правых» и «левых» и первый в Сандвикене телевизор, приобретенный Эдвином. Постепенный распад института традиционного брака и визит голливудской звезды. Бытие в противостоянии с бытом и в неразрывной связи с ним. Поэт Анна Йоргенсдоттер создает органическое целое романа, чередуя эпическую массивность и пунктирное дыхание лирики, ускорения и замедления, как в крупном и очень живом музыкальном произведении.
 
Лидия Стародубцева